Проекты-маяки

Правительство Российской Федерации ведет активную работу по развитию передовых технологий, призванных обеспечить прорывное развитие отраслей экономики страны.

Определены 5 проектов-маяков, которые станут основой формирования новых рынков высокотехнологичной продукции в России.

Проекты-маяки:

  • «Электроавтомобиль и водородный автомобиль»: создание семейства автомобилей на электричестве, в том числе с использованием водородных топливных элементов.
  • «Беспилотные логистические коридоры»: транспортные коридоры для перевозки грузов.
  • «Автономное судовождение»: создание коридоров коммерческого автономного судовождения.
  • «Беспилотная аэродоставка грузов».
  • «Персонализированные медицинские помощники (ПМП)»: создание системы дистанционного наблюдения и диагностики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом с помощью персональных носимых устройств.

Подробнее (https://asi.ru/news/183618/)

Беспилотные логистические коридоры

Курирующий Заместитель Председателя Правительства РФ: А. Р. Белоусов

Ответственный ФОИВ: Минтранс России

ИДЕЯ: создаем «вытягивающий» эффект для технологий с помощью ключевых продуктов и рынков.

Цель: создание и вывод на рынок беспилотных грузовых автомобилей, а также сервисов беспилотных грузовых перевозок.

Проект направлен на создание «вытягивающего» эффекта для следующих технологий:

  • беспилотный транспорт;
  • искусственный интеллект для управления беспилотным транспортом;
  • интернет вещей;
  • беспроводная связь для беспилотного транспорта;
  • технология управления трафиком беспилотного транспорта;
  • цифровой двойник дороги.

Мероприятия

  • Разработка технологических стандартов и нормативно-правой базы;
  • Создание испытательных полигонов;
  • Оборудование дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» инфраструктурой связи для беспилотных автомобилей;
  • Организация движения автомобилей-беспилотников через г. Тверь;
  • Стимулирование создания и использования грузовиков-беспилотников;
  • Стимулирование создания оборудования связи;
  • Создание/выбор компании-оператора инфраструктуры для движения беспилотных автомобилей.

Результатом проекта станет повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение скорости, снижение стоимости), развитие беспилотных перевозок и обеспечение их безопасности, что в свою очередь позволит стимулировать экономическое развитие и увеличить ВВП страны.

Ключевые результаты и эффекты

к 2025 году

  • 20 % общего трафика грузовых автомобилей по трассе М-11 «Москва — Санкт-Петербург» составляют беспилотные грузовые автомобили;
  • снижение количества погибших в ДТП за счет использования беспилотных автомобилей на 8 %;
  • снижение выбросов СО2 за счет снижения потребления топлива для беспилотных автомобилей на 12 %;
  • снижение себестоимости перевозок грузов по трассе М-11 за счет использования беспилотных автомобилей на 15 %
  • повышение средней (коммерческой) скорости движения грузового автомобиля по трассе М-11 за счет использования беспилотных автомобилей на 25 %;
  • прирост налоговых поступлений в год за счет использования беспилотных автомобилей на 0,5 млрд в год.

Автономное судовождение

Курирующий Заместитель Председателя Правительства РФ: А. Р. Белоусов

Ответственный ФОИВ: Минтранс России

ИДЕЯ: создаем «вытягивающий» эффект для технологий с помощью ключевых продуктов и рынков.

Цель: создание и вывод на рынок сервисов беспилотного судовождения, с целью снижения эксплуатационных расходов и увеличения средней коммерческой скорости морских грузоперевозок.

Мероприятия

  • Создание инфраструктуры обеспечения автономного судовождения (на основе е-Навигации)
  • Разработка и внедрение судового и берегового оборудования автономного судовождения (на основе а-Навигации);
  • Разработка, строительство и эксплуатация автономного портового флота;
  • Подготовка специалистов для эксплуатации и управления в области автономных судов.

Опережающее внедрение этих технологий способно обеспечить повышение конкурентоспособности и улучшение транспортной логистики России и широкое применение российских технологий в России и за рубежом. Наличие уже разработанных в России и доступных решений в области автономных судов позволяет осуществить поэтапное их внедрение и получить положительный результат.

Ключевые результаты и эффекты

к 2030 году

  • снижение (ориентировочно) эксплуатационных и рейсовых расходов судоходных компаний при переходе на а-Навигацию составит 25 млрд руб. в год;
  • за счет оптимизации расходов и сокращения скорости обслуживания судов суммарные ежегодные издержки автономного портового флота (вспомогательных плавсредств (буксиров, плавучих мастерских, барж и т. п.), обслуживающих суда в акватории порта г. Новороссийск) уменьшатся на 225 млн руб.: с 1 млрд руб. до 775 млн руб.;
  • новые производства и сервисы – импортозамещение и опережающее внедрение отечественных высокотехнологичных решений в области судовых и береговых систем, и строительства автономных судов увеличит долю российских производителей на рынке России не менее чем на 1 млрд руб. в год: с 2 млрд руб. до 3 млрд руб.;
  • ежегодный объем отечественного судового приборостроения увеличится на 1 млрд руб. в год: с 7 млрд руб. до 8 млрд руб.;
  • сокращение убытков от инцидентов на море – убытки судоходных компаний от инцидентов на море, связанных с человеческим фактором, оцениваются 1,2 млрд руб. в год. Не менее 50 % таких инцидентов могут быть предотвращены благодаря использованию а-Навигации и е-Навигации. Эффект около 600 млн руб. в год.

Беспилотная аэродоставка грузов

Курирующий Заместитель Председателя Правительства РФ: А. Р. Белоусов

Ответственный: Почта России

 ИДЕЯ: создаем «вытягивающий» эффект для технологий с помощью ключевых продуктов и рынков.

Цель: создание и вывод на рынок сервисов беспилотных грузовых авиаперевозок, с целью снижения эксплуатационных расходов и увеличения средней коммерческой скорости грузоперевозок.

Инициатива направлена на создание «вытягивающего» эффекта для следующих технологий:

  • микроэлектроника, электронная компонентная база, сенсорика;
  • интернет вещей;
  • технологии беспроводной связи;
  • искусственный интеллект и обработка больших данных.

Разработка необходимых технологий, стандартов и НПА для новой логистической отрасли беспилотных авиационных систем (далее — БАС).

Разработка, производство и выход на экспортные рынки линейки логистических беспилотников.

Мероприятия

  • Разработка и внедрение экспериментального правового режима, регулирующего выполнение полетов на экспериментальной маршрутной сети АО «Почта России»;
  • Создание линейки логистических БАС;
  • Формирование экспериментальной маршрутной сети БАС в труднодоступных регионах РФ;
  • Создание инфраструктуры для беспилотной логистики;
  • Создание технологий управления беспилотной логистикой;
  • Формирование организационной модели эксплуатации БАС;
  • Разработка и внедрение в образовательную деятельность программ подготовки кадров для отрасли БАС.

Ключевые результаты и эффекты

к 2035 году

  • снижение стоимости логистических сервисов в 1,81 раза;
  • рост в 11 раз объема перевозок при помощи БАС на маршрутной сети АО «Почта России»;
  • выход на экспорт российских БАС и логистических решений.

Персональные медицинские помощники

Курирующий Заместитель Председателя Правительства РФ: А.  Р. Белоусов

Ответственный ФОИВ: Минздрав России

ИДЕЯ: создаем «вытягивающий» эффект для технологий с помощью ключевых продуктов и рынков.

Цель: охват граждан Российской Федерации, имеющих сахарный диабет, артериальную гипертензию, хроническую сердечную недостаточность, диспансерным наблюдением с использованием персональных носимых медицинских устройств и централизованных диагностических сервисов.

Создание сервисов на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и интеграция платформ централизованных диагностических сервисов на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения
с единым порталом государственных услуг, супер-сервисом «Мое здоровье».

Инициатива направлена на создание «вытягивающего» эффекта для следующих технологий:

  • интернет вещей;
  • обработка «больших» данных;
  • стандартизация и унификация протоколов информационного взаимодействия медицинских информационных системах и медицинских изделий.

Мероприятия

  • Обеспечение функционирования компонентов платформы, инфраструктуры, технологических сервисов, организационные/ инфраструктурные решения, маркетинг (продвижение услуг);
  • Стимулирование производства;
  • Обучение.

Создание предлагаемых инструментов позволит эффективно использовать ресурсы, направляемые на прикладные научные разработки и имеющуюся научную базу, даст гражданам возможность использовать достижения российской науки современные методы диагностики и медицинские изделия.

Ключевые результаты и эффекты

к 2030 году

  • доля пациентов с сахарным диабетом, артериальной гипертензией и хронической сердечной недостаточностью, обеспеченные дистанционным мониторингом состояния здоровья с использованием персонального медицинского помощника увеличена до 50 %;
  • доля граждан, регулярно использующих устройства по анализу рациона питания увеличена до 20 %;
  • доля российских компаний, использующих и/или разрабатывающих медицинские изделия и программное обеспечение для дистанционной диагностики состояния здоровья граждан увеличена до 100 %;
  • доля государственных и частных медицинских организаций, использующих информационную систему и медицинские изделия для дистанционной оценки состояния здоровья граждан увеличена до 100 %;
  • обеспечен охват населения, регулярно использующих устройства мониторинга и диагностики состояния здоровья – 50 % пациентов с сахарным диабетом (2,4 млн), артериальной гипертензией (24 млн), хронической сердечной недостаточностью (4 млн), пациенты будут обеспечены дистанционным мониторингом состояния здоровья и использованием ПМП;
  • увеличена доля российских компаний, использующих и/или разрабатывающих медицинские изделия и программное обеспечение для дистанционной диагностики состояния здоровья граждан на 100 %;
  • увеличена доля государственных и частных медицинских организаций, использующих информационную систему и медицинские изделия для дистанционной оценки состояния здоровья граждан на 100 %.

Электроавтомобиль и водородный автомобиль

Курирующий Заместитель Председателя Правительства РФ: А. Р. Белоусов, А. В. Новак, Ю. И. Борисов

Ответственный ФОИВ: Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России

ИДЕЯ: создаем «вытягивающий» эффект для технологий с помощью ключевых продуктов и рынков.

Цель: создание линейки транспортных средств категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающих на альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная батарея и водородный топливный элемент) (далее – электроавтомобиль), а также зарядной (заправочной) инфраструктуры с целью достижения доли не менее 10 % в общем объеме производства транспортных средств в Российской Федерации в 2030 году.

Проект направлен на создание «вытягивающих» технологий в сфере производства электроавтомобилей (включая силовую и управляющую электронику), батарей и их компонентной базы (в том числе в части производства ячеек для батарей, катодных и анодных материалов), а также водородных топливных элементов.

Реализация проекта будет способствовать развитию технологий по следующим направлениям:

  • микроэлектроника, электронно-компонентная база (ЭКБ) и сенсорика;
  • технологии беспроводной связи;
  • искусственный интеллект и обработка больших данных;
  • новые материалы и другие технологии.

Мероприятия

  • Снятие регуляторных барьеров.
  • Стимулирование развития зарядной инфраструктуры для муниципалитетов;
  • Стимулирование спроса на отечественный электроавтомобиль;
  • Производство отечественных тяговых аккумуляторных батарей и компонентов к ним (в том числе ячейки для батарей, катодные и анодные материалы), а также водородных топливных элементов и сопутствующих систем;
  • Производство и локализация электроавтомобиля, в том числе на водородных топливных элементах;
  • Создание испытательной базы для проведения сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом;
  • Создание инфраструктуры на водороде.

Реализация мероприятий проекта позволит создать производство электроавтомобиля и его комплектующих, а также ввести в эксплуатацию необходимую инфраструктуру для электроавтомобиля.

Ключевые результаты и эффекты

к 2030 году

  • производится не менее 10 % электроавтомобилей в общем объеме производства транспортных средств в Российской Федерации;
  • введены в эксплуатацию не менее 72 тыс. шт. зарядных станций, из которых: «быстрых» (мощность 150 кВт) – не менее 28 тыс. шт., «медленных» (мощность 44 кВт) не менее 44,6 тыс. шт.;
  • осуществлен запуск в эксплуатацию не менее 1 завода по производству катодных и анодных материалов;
  • осуществлен запуск в эксплуатацию не менее 1 завода по производству ячеек для тяговых аккумуляторных батарей;
  • осуществлен запуск в эксплуатацию не менее 1 завода по производству водородных топливных элементов;
  • увеличена глубина локализации ячеек за счет катодных и анодных материалов, что позволит повысить уровень общей локализации электромобиля до 70 %;
  • введены в эксплуатацию не менее 1 000 шт. водородных заправок;
  • создано не менее 39 тыс. дополнительных рабочих мест (нарастающим итогом);
  • привлечено не менее 498 млрд рублей частных инвестиций (нарастающим итогом);
  • объем дополнительных налоговых поступлений составит
    не менее 460 млрд рублей в консолидированный бюджет Российской Федерации (нарастающим итогом);
  • выработка на 1 работника в год – не менее 13 900 тыс. руб./чел.

Форма обратной связи

Направления

  • Автоматизация бизнес-процессов
  • Геномное редактирование
  • Интеллектуальные робототехнические системы
  • Летающая робототехника
  • Передовые производственные технологии
  • Технологии беспроводной связи
  • Умный город
X
X